Содержание
- Почему у бизнеса может возникнуть кассовый разрыв
- Как не допустить кассового разрыва
- Что делать, если случился кассовый разрыв
- Как разрешить финансовые трудности, столкнувшись с дефицитом средств
- Возможные проблемы при получении банковской ссуды для пополнения оборотных средств
- Альтернативные инструменты для устранения кассового разрыва
Алексей — владелец бизнеса. У него возникла сложная ситуация в период «горячего» сезона — прибыль есть, однако наличных денег по факту нет. Текущие обязательства — оплата аренды и расчеты с поставщиками, при этом никуда не делись, а еще нужно выполнить все работы по заключенным договорам и починить некстати сломавшееся оборудование. Это стало для предпринимателя непредвиденным вызовом, и он начал активно искать решение.
В ходе разговора с коллегой по бизнесу Алексей понял, что его проблема не уникальна — у него возник кассовый разрыв. Это ситуация, когда у предпринимателя недостаточно денежных средств для выполнения текущих обязательств: оплаты аренды, зарплаты, закупки товаров в срок и т.д. Деньги ожидаются в ближайшее время, но нужно платить «уже вчера». Вместе с предпринимателями разберемся, почему возникают такие ситуации, как выйти из них без потерь и что делать для профилактики кассовых разрывов.
Почему у бизнеса может возникнуть кассовый разрыв
Кассовый разрыв может случиться по нескольким причинам, которые не всегда можно предусмотреть заранее. Например:
- Заказчик задерживает оплату, несмотря на выполненные работы по договору.
- Внезапно выросли расходы на комплектующие и услуги подрядчиков.
- Банк задержал выплаты предпринимателю, несмотря на предоплату от заказчика.
- Расчеты по статьям доходов и расходов оказались неточными.
- У бизнеса не оказалось резервных средств на форс-мажорные обстоятельства.
Подобные ситуации знакомы многим предпринимателям. Рассмотрим несколько типичных примеров:
1. Предприниматель выполняет работы по строительству дорог. Общая сумма договора — 5 000 000 рублей. Заказчик оплатил 25% суммы в начале работы, то есть 1 250 000 рублей, а оставшуюся часть — 3 750 000 рублей — должен будет перевести при подписании акта приема-передачи. Однако в процессе выполнения заказа возникают текущие и непредвиденные расходы:
- поломка спецтехники, стоимость ремонта которой составляет 200 000 рублей;
- необходимость закупки дополнительного объема стройматериалов на сумму 900 000 рублей;
- выплата заработной платы работникам.
В итоге, сумма, предопределенная договором, оказывается недостаточной для покрытия всех расходов, вызывая кассовый разрыв.
2. Компания приняла решение решения о проведении акции с глубокими скидками при низкой маржинальности и запустила маркетинговый трафик. Начали поступать лиды и маркетолог продолжил проведение рекламных кампаний. В результате, бюджет был полностью израсходован, количество лидов увеличилось, но количество новых клиентов оказалось невелико. Полученная выручка только покрыла затраты на изготовление и рекламный бюджет.
3. Компания вложила бюджет в производство партии товаров, но спрос на них оказался ниже, чем ожидалось. Быстро окупить вложения не получилось, возник кассовый разрыв и руководителю пришлось сократить часть офисных сотрудников офиса и свернуть рекламную кампанию, чтобы бизнес остался на плаву.
4. Владелец небольшого киоска в переходе утром получает поставку с новой порцией товара, все подсчитывает и записывает. За день происходит множество продаж, а в конце дня при подсчете выручки сумма получается меньше, чем ожидалось.
5. Ситуация в ресторане. Прошла огромная корпоративная вечеринка, официанты бегали, как угорелые, обслуживая гостей. Все прошло замечательно, все остались довольны. Но в конце вечера, когда пришло время общего подсчета выручки, обнаружилось, что сумма не сходится. Количество выпитого алкоголя, съеденных блюд и полученная оплата — это две большие разницы.
6. В управляющей компании есть крупный клиент, который приносит 200 000 рублей дохода в месяц. Остальные четыре клиента приносят по 50 000 рублей. При этом ежемесячные расходы компании составляют 300 000 рублей. Если крупный клиент расторгнет контракт, а замену найти не удастся, это приведет к кассовому разрыву. Потеря такого крупного клиента может серьезно поставить под угрозу финансовое состояние компании.
7. Сети из 17 аптечных киосков регулярно не хватало денег. Собственник бизнеса взял кредит для закупки товаров, но спустя время ситуация повторилась. После анализа прибыльности каждого из киосков, оказалось, что прибыль регулярно приносят всего два. Помимо этого, бизнес инвестировал больше, чем мог себе позволить. При размере собственного капитала, равного 2-3 миллионам, предприниматель купил склад за 6 миллионов, потратив на них доход, а не чистую прибыль. Возник новый кассовый разрыв на крупную сумму.
Как не допустить кассового разрыва
Компаниям, которые все-таки попали в кассовый разрыв, нужно находить его причину и начинать с ней работать, потому что если причина известна, ее можно вскрыть и очень быстро устранить.
1. Проанализировать и сбалансировать все условия по договору.
- Оценить условия платежей по поставкам и приобретению товаров в рамках основной деятельности компании
- Систематизировать договоры согласно их влиянию на финансовые потоки
- Проанализировать данные по прибыли и задолженности
- Внести изменения в условия договоров по оплате, авансам, срокам и другим параметрам
- Установить лимиты для товарного кредитования
2. Эффективно управлять дебиторской задолженностью.
- Постоянно отслеживать текущей дебиторскую задолженность
- Оценивать сроки просроченной задолженности и принимать меры для клиентов с низкой платежной дисциплиной
- Внедрить скоринг-систему для оценки клиентов
- Анализировать риск невозврата долга
3. Расставить приоритет по платежам платежей в соответствии с календарем:
- Первоочередные платежи — налоги, кредиты, лизинги, оплата материалов и товаров для основной деятельности
- Второстепенные платежи — оплата поставщикам, персонала и другие
- При необходимости временно отложить или исключить платежи, не имеющие приоритета в данный момент времени, такие как представительские расходы и обучение.
4. Искать удобные кредитные решения с учетом сроков и условий.
Для того, чтобы не было кассовых разрывов, необходимо не работать в убыток, не инвестировать больше, чем ты можешь себе позволить. В каждом конкретном бизнесе, нужно понимать свой предел запасов, выше которого не стоит заходить, чтобы не разориться, плюс работать с дебиторской задолженностью. Для этого необходим грамотный управленческий учет, который позволит управлять своим бизнесом не вслепую.
Что делать, если случился кассовый разрыв
Когда у бизнеса возникает кассовый разрыв, очень важно оперативно принимать меры для его решения. В первую очередь, предприниматели стараются обсудить с заказчиком возможность получить дополнительную предоплату или оплатить уже выполненные работы без задержек. Иногда заказчик соглашается на аванс, чтобы облегчить финансовое положение исполнителя. Вот еще несколько рабочих вариантов решения проблемы
- Обратиться в банк для получения краткосрочного кредита или овердрафта для покрытия текущих расходов.
- Найти инвестора или партнера, готового вложить дополнительные средства в бизнес.
- Оптимизировать расходы и найти способ снижения затрат без ущерба для качества работ. Иногда возможно заменить дорогие материалы на более доступные и улучшить рабочие процессы.
- Временно сократить расходы за счет пересмотра контрактов с поставщиками и поиска альтернативных решений. Возможно, некоторые поставщики смогут предложить отсрочку платежа или более выгодные условия поставок.
- Обратиться к специалистам по финансовому планированию и консалтингу для разработки стратегии по выходу из кассового разрыва и укреплению финансовой стабильности компании в будущем.
Как разрешить финансовые трудности, столкнувшись с дефицитом средств
Предприниматель может рассмотреть различные варианты, чтобы устранить технические паузы в денежном обороте:
- Классический кредит в банке для пополнения кассы. Краткосрочные кредиты для покрытия оборотных средств имеют ряд преимуществ, таких как возможность подачи заявки без посещения офиса. Однако, следует учитывать, что срок погашения достаточно ограничен (в некоторых случаях от 30 до 90 дней), а для получения кредита требуется оборот бизнеса не менее 6 месяцев.
- Факторинг. Факторинг представляет собой получение аванса от факторинговой компании, что обеспечивает защиту от риска неплатежа и возможность оплаты в установленные сроки. Однако, следует быть готовым выплатить комиссию фактору за предоставляемые услуги.
- Краткосрочный заем в микрофинансовых организациях. Альтернатива банковскому кредитованию — займы для бизнеса в микрофинансовой организации. МФО предоставляют различные варианты займов для бизнеса с учетом кредитной истории. Возможно досрочное погашение долга без штрафов и комиссий,но может понадобиться предоставление залогового обеспечения (недвижимого или движимого имущества). Этот инструмент часто используется предпринимателями, чтобы незамедлительно покрыть дефицит наличности.
Возможные проблемы при получении банковской ссуды для пополнения оборотных средств
Альтернативные инструменты для устранения кассового разрыва
МФО “Арбузо Финанс” работает с корпоративными клиентами на следующих условиях:
- Заем для обеспечения оборотных средств — до 300 000 рублей без необходимости предоставлять залог, до 10 000 000 рублей при наличии залога в виде недвижимости или автотранспорта.
- Краткосрочное рассмотрение заявок в течение одного рабочего дня.
- Гибкий срок и график платежей — до 12 месяцев без залога, до 9 лет под залог.
- Электронное подписание документов с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) значительно сокращает время на процедуры по подготовке сделки, освобождая время для важных дел компании.
- Досрочное погашение с перерасчетом — клиент имеет право закрыть договор кредита в любой день, при этом проценты пересчитываются фактически на момент погашения.
- Отсутствие скрытых комиссий — «Арбузо Финанс» стремится к построению долгосрочных отношений с клиентами, поэтому не взимает комиссий за выдачу средств, страхование, досрочное погашение и т.д.
Комментарии